ГЛАВА 6. ЭВОЛЮЦИЯ ВМЕСТО РЕВОЛЮЦИИ
Хотя в данной книге денежная, земельная и
налоговая реформы рассматриваются в качестве важнейших аспектов, проходящей
сейчас глубочайшей глобальной трансформации, это не означает, что эти проблемы
важнее других.
Способ функционирования денег и связь с земельным и налоговым правом с точки
зрения последствий для нашего общества, однако, слишком часто забываются в
исследованиях об изменении общества, хотя это центральные аспекты проблемы. Ни
эксперты, ни те, кто изучает альтернативы существующей общественной системе,
кажется, не придают этим важнейшим аспектам социальных и экологических проблем
подобающего значения. Несмотря на то, что предложенные в этой книге денежная,
земельная и налоговая реформы являются лишь небольшой частью необходимых для
выживания на нашей планете изменений, они как раз вписываются в рамки усилий,
предпринимаемых для улучшения взаимопонимания между человеком и природой и между
людьми. Если мы согласимся с существованием общественных структур, которые по
своей сущности направлены против этих целей, то социальная справедливость,
экологическое выживание и общественная свобода находятся под угрозой. Очень
важной мне представляется следующая мысль: для соединения социальной
справедливости с возможно большей свободой необходимо прекратить спекуляцию
всеми жизненно важными ресурсами. К их числу относятся не только деньги и земля,
но и энергия, продукты питания, вода и другие основополагающие ресурсы. Как мы
уже видели в случае с земельным, денежным и налоговым правом, это возможно без
ущемления интересов свободного рынка и инициативы отдельных индивидуумов и
групп, что является важнейшей предпосылкой общественного развития. Напротив,
только это обеспечит общественное развитие в условиях свободы для всех.
Спекулянты могут продолжать свою деятельность там, где это никому не повредит:
почтовые марки, старинная мебель, стекло, фарфор, произведения искусства и т.д.
Имеется достаточное количество областей деятельности которые хотя и важны, но не
являются жизненно важными.
Коммунистические эксперименты по освобождению человека от эксплуатации не
удались потому, что для обеспечения равноправия были уничтожены личная свобода и
свободный рынок. С другой стороны, слишком большая роль, которая отводится в
капиталистическом обществе свободе, ставит под угрозу социальную справедливость,
экологическое равновесие и основные потребности большинства людей. Обе системы,
так сказать, стреляют мимо цели. В одной равноправие было выше свободы, в другой
— свобода выше равноправия. И в той, и в другой есть доля истины, однако никто
пока не смог создать предпосылки для действительно достойного людей
существования, хотя после последних событий в коммунистических странах и
возникает впечатление, что капитализм победил.
Предлагаемые реформы дают все преимущества свободного рыночного хозяйства без
недостатков современного капитализма. Они комбинируют лучшие стороны капитализма
и коммунизма и указывают нам “третий путь”, который позволит личной свободе и
индивидуальному росту сочетаться со свободным рынком и социальной
справедливостью на значительно более высоком уровне. Реформы приведут к
прекращению эксплуатации большинства людей со стороны денежной системы, которая
дает преимущества меньшинству, без введения неэффективного планового хозяйства
или всемогущей бюрократии. Они могут создать предпосылки для возникновения
экологически ориентированного рыночного хозяйства, в котором товары и услуги
будут производиться в оптимальном количестве и ассортименте. Если в
высокоразвитых странах масштабы перераспределения богатства вследствие действия
денежного и земельного права не так очевидны из-за эксплуатации развивающихся
стран, то последние платят сполна за обе неправовые системы, которые были
введены колониальными державами и эксплуатируют их сегодня в большей степени,
чем бывшие колониалисты. Хотя население развивающихся стран страдает от этого
больше всего, надежда на то, что необходимые изменения денежной системы будут
осуществлены сначала в странах третьего мира, очень невелика. Власть там
находится в руках малочисленной политической элиты, которая вряд ли захочет
расстаться с теплыми местечками, если ее не заставят сделать это силой оружия.
Изменения возможны скорее в небольших демократических государствах Европы, а с
недавнего времени и в восточноевропейских странах, освободившихся от
тоталитарных коммунистических диктатур. Относительно открыты для социальных
перемен страны Скандинавии, имеющие значительное число достаточно богатых и
хорошо образованных людей. ГДР, Польша, Венгрия и Чехословакия ищут новые
возможности объединения свободного рыночного хозяйства с большей социальной
справедливостью.
Во время общественного слушания Всемирной комиссии ООН, состоявшегося 11 декабря
1986 г. в Москве, представитель Института государства и права Академии наук СССР
А. С. Тимошенко заявил: “Сегодня мы не можем более поддерживать безопасность
одного государства за счет другого. Безопасность может быть только
универсальной, однако она не может ограничиваться только политическими и
военными аспектами, но должна охватывать также экологические, экономические и
социальные аспекты. Она должна наконец сделать реальностью мечту всего
человечества о мире”. [ 32 ] Борьба человечества за социальную и экономическую
справедливость была долгой и упорной. Возникали резкие противоречия в
политических воззрениях и религиозных убеждениях. Многие люди заплатили за это
своей жизнью. Нам настоятельно необходимо научиться понимать, что никто не может
обеспечивать свою безопасность за счет других или окружающей среды, от которой
мы все зависим. Для практического осуществления этой идеи нам необходимо
осуществить некоторые глубинные изменения социальных условий нашей жизни.
Открытым остается вопрос о том, сможем ли мы реформировать нашу денежную
систему, земельное и налоговое право до или только после следующего крупного
экономического кризиса или экологической катастрофы. В любом случае полезно
знать, как можно создать средство обмена, которое служит всем, и начать заменять
революцию эволюцией.
REFERENCES:
(32) A.S. Timochenko, quoted in UN World Commission on Environment and Development, op. cit., p. 294.